Основы и правила в дизайне интерьера

Основы и правила в дизайне интерьера

Любой стиль дизайна интерьера — барокко, модерн, классика — объединяет одно общее правило, а именно правило построения жилого пространства. Следует понимать, что дизайн, прежде всего, основывается на восприятии информации человеком на психологическом уровне. Это незыблемый фундамент, остающихся неизменным при любых условиях.

Окружающие предметы, сама среда, ее атмосфера, оказывают огромное влияние на человека, его самочувствие и настроение. Правильная обстановка способствует глубокому отдыху и «зарядке» энергии; человек, который живет в правильной среде, внешне заметно отличается от окружающих. Он спокоен, уравновешен, в хорошем расположении духа и тела. Понять его можно, посетив его дом — там настолько комфортно, что уходить не хочется. И атмосфера комфорта создается именно в комплексе — цвет, обстановка, предметы быта.

Правило первое — правило золотого сечения

Как известно, мозг человека имеет два полушария — техническое и гуманитарное. Так вот, когда мы рассматриваем какой-либо предмет, первым реагирует правое полушарие, техническое. В случае, когда «просканировав» предмет по четким и кратким пропорциям, наличию одинаковых элементов и их повторения, техническая часть не обнаруживает для себя нужной информации, подключается гуманитарная часть. В ее компетенции фантазия, ассоциативный ряд, и прочие лирические направления. Рисуя картину, художник должен избегать резких линий, иначе вся красота полотна пропадет зря — гуманитарное полушарие не отреагирует на нее.

Аспекты психологии восприятия визуальной информации в дизайне интерьера

Давайте разберем на составляющие предметы и явления, которые окружают нашу повседневную жизнь. Мы четко знаем: нравится эта картина, не нравится, красива комната или нет. Наше сознание уже имеет готовый результат долгой аналитической работы мозга, причем это происходит молниеносно.

Наш взгляд, фокусируясь на картине, всегда начинает с верхнего левого угла, и перемещается в нижний правый. Так происходит всегда, независимо от нашего желания. Потом взгляд выхватывает из общего обилия красок яркие пятна, и далее концентрируется на смысловых элементах.

Потолок помещения имеет форму квадрата. Люстра — округлая. Возникает ощущение, что квадрат поглощает шар, ассоциируясь в голове с нехорошим, злым. Иная картина — квадратный пол и круглый аквариум. Формы теперь воспринимаются в обратном порядке — маленький круг превалирует над большим квадратом, и это побуждает у нас чувство уверенности, незыблемости.

Форма и цвет — наиболее выразительные средства в дизайне интерьера. Умело используя сочетания, мы наполняем наш дом шиком и блеском, утонченностью и изяществом. От выбора цветового решения во многом зависит, будет ли ваш дом уютным и комфортным, или, наоборот, «холодным» и раздражающим. Цвет помещений вашего дома оказывает существенное влияние на настроение и работоспособность. В одной и той же комнате можно испытывать ощущения уюта или дискомфорта, в зависимости от ее окраски. Поэтому цветовое решение может (и должно) изменяться в зависимости от назначения помещения.

Несколько практических советов, которые помогут вам правильно выбрать цветовое решение своих комнат:

  • при светлой окраске стен, помещение кажется шире и выше
  • темные контрастные стены визуально сужают вашу комнату
  • потолок будет выглядеть выше, если он окрашен светлее стен, и ниже, если темнее
  • обои, с вертикальными элементами узора, делают комнату более высокой
  • драпировки, например, подушки, гардины и абажуры из тканей, контрастирующих с общей цветовой гаммой, могут оживить помещение, внеся необходимое разнообразие

При подборе цветовой гаммы следует учесть вкусы, возраст и интересы всех проживающих в вашем доме людей. Это очень важно, т.к., например, если в детских комнатах можно рекомендовать яркие, контрастные цвета, то для пожилых членов семьи лучше применять спокойные пастельные тона.

Цвет воспринимается человеком не только на уровне сознания, но и подсознательно, особенно когда это связано с местом его постоянного пребывания — дом, работа, дача. Психологи различают четыре психологических монотипа: меланхолик, сангвиник, флегматик и холерик. Чистых типов практически не существует. Цветовая приверженность людей каждого психологического типа различна. Для меланхоликов это голубой, сангвиников — желтый, флегматиков — зеленый, холериков — красный.

Не затевайте ремонт, пока вы не продумали все от «А» до «Я». Ибо небрежность и упущенные детали в интерьере заставят вас дорого заплатить — нервами, средствами, временем. Проект должен быть полным — от используемых строительных материалов, контуров, потолка, пола, стен, до мебели и мелких предметов декора интерьера. Лучше потратить лишние часы сейчас, чем лишние недели позже.